Оставьте свой телефон и мы свяжемся с вами.
Или позвоните к нам
+7 (495) 132-22-56
Импортозамещение в сфере ПО: плюсы и минусы отечественных программ
Блог
май '25
25
МАРКЕТИНГ

События 2022—2023 гг. наглядно показали, что зависимость от иностранных технологий работает как мощный сдерживающий фактор роста российской экономики. Фактически это ресурсная зависимость: если «перекрыть кран», то многие предприятия и даже целые сегменты экономической системы буквально останавливаются. Это касается не только поставок оборудования, но и поддержки программного обеспечения. Здесь в последние 2 года происходит именно «перекрытие крана»: практически все крупные зарубежные разработчики ПО уже покинули или покидают сейчас отечественный рынок. SAP, Cisco, Adobe, Miro, Oracle – вот только некоторые примеры из порядка 200 компаний и 2 000 их программных продуктов. В результате стали недоступны многие рабочие инструменты, на основе которых строилась почти вся работа.

Эффект такой ситуации двоякий. С одной стороны, во многих отраслях рост остановился, а где-то даже сменился откатом назад. С другой стороны, уход иностранных разработчиков создаёт отличные условия для развития российского программного обеспечения. Для этого сейчас имеется и поддержка на государственном уровне, и пользовательский спрос. Казалось бы, лучшего времени для создания собственных «Фотошопов» и «АвтоКАДов» ещё не было. Однако всё ли здесь так гладко? И так ли легко перевооружиться с зарубежного ПО на отечественное? Разбираемся в тонкостях IT-импортозамещения с экспертами Hay-Studio.

Трансформация ПО-рынка: самое сложное позади
Прошлый год, безусловно, оказался очень сложным, даже турбулентным. На зарубежных разработчиков софта давили и экономические, и политические факторы:
  • Проводить расчёты с российскими пользователями стало практически невозможно.
  • Иностранные регуляторы требовали ограничить, а то и вовсе прекратить поставки IT-продуктов в Россию.
Причём речь не только про софт для ПК. За год россияне потеряли доступ к огромному количеству онлайн-сервисов. Полностью отключились HomeMoney, SendPulce, Serpstat и целый ряд других. Большое количество привычных инструментов зависли в режиме ожидания: их разработчики не спешат говорить о полном уходе из нашей страны, но при этом заблокировали доступ к своим продуктам для российских пользователей. Яркий пример – сервис для графического дизайна Canva.

Справедливости ради отметим, что российский soft-сегмент отреагировал на такие обстоятельства спокойно. А с получением господдержки он превратился едва ли не в «элитарный» сектор экономики:
  • Компании получили налоговые льготы.
  • Специалисты получили льготную ипотеку и отсрочку от военной службы по призыву.
Разумеется, здесь масса тонкостей и условий. Но в целом можно говорить, что IT-отрасль в России стала одной из наиболее активно поддерживаемых. В частности, в нашей стране сейчас активно реализуется национальная программа «Цифровая экономика РФ». В её рамках реализуются сразу несколько масштабных проектов. Среди них и проект «Цифровые технологии». Главной его целью является грантовая поддержка проектов, направленных на разработку и внедрение отечественных IT-продуктов, включая онлайн-сервисы и платформенные решения. Другими словами, российские разработчики ПО могут получить – и получают – финпомощь из бюджета. А это, как показывает практика, мощная мотивация. Так что полный переход на российское программное обеспечение в недалёком будущем вполне реален.
В приоритете – объекты критической информационной инфраструктуры и госкомпании
13 сентября прошлого года председатель Правительства Михаил Мишустин анонсировал планы активизировать переподключение российских компаний на отечественные программы. Для этого, подчеркнул премьер, предлагается причислять новые ИТ-системы к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ). К таким объектам относятся ключевые предприятия из наиболее важных для функционирования государства сфер:
  • Промышленность.
  • Энергетика.
  • Системы связи.
  • Транспортная инфраструктура.
  • Здравоохранение.
  • Оборонный комплекс.
  • Банки и т.д.
На сегодняшний день в России в перечень КИИ входит свыше 50 000 объектов в структуре более чем 5 000 компаний.

По словам Мишустина, к КИИ предлагается отнести все основные категории систем и приложений. Причём для каждого отдельного продукта будут установлены индивидуальные временные рамки перехода на отечественное ПО.

Со слов премьер-министра, на начало осени-2022 российские разработки на внутреннем рынке были уже вполне конкурентоспособными. «У нас есть аналоги для 80% зарубежных программных продуктов», – заявил Мишустин. Причём, дополнил он, по ⅓ всех позиций имеется как минимум 2 отечественных аналога.

В то же время премьер подтвердил и всё ещё высокую зависимость российских компаний от зарубежного ПО. По его словам, порядка 400 позиций корпоративного софта по-прежнему основываются на импортных поставках. «На приобретение лицензий, внедрение и поддержку таких программ частный сектор экономики ежегодно тратит порядка 200 миллиардов рублей», – подчеркнул Мишустин, недвусмысленно намекая, что эти деньги лучше оставлять внутри страны.

Касательно пути развития национальной IT-индустрии, то здесь Мишустин заявил, что важно не копировать функционал иностранных программных комплексов. Нужно создавать, отметил он, собственные системы с возможностями, отвечающими запросам и потребностям отечественных пользователей. Но в то же время должна учитываться и перспектива выхода на экспорт. Значит, и по уровню проработки, и по спектру возможностей российские разработки не должны уступать иностранным.

А уже в 2023 году был представлен план Минпромторга по переводу на полностью российскую программную базу промышленных госкомпаний. Это, прежде всего, бизнес, занятый в следующих отраслях:
  • Горнодобывающее дело.
  • Химическая промышленность.
  • Металлургия.
  • Ракетно-космическая отрасль.
  • Оборонные предприятия.
  • Субъекты атомной энергетики.
В министерском плане приведён список из примерно 100 наименований всевозможного ПО, а также целевые показатели перехода. Как ожидается 100-процентный переход госкомпаний на российский софт должен состояться в 2024 году.
Что важно в первую очередь
Естественно, разработки нового отечественного ПО с 2022 г. активно ведутся едва ли не по всем направлениям. Однако есть ряд приоритетных направлений, которые ещё в апреле прошлого года были определены Минцифрой как критически важные для поддержания активности в российской экономике:
  • Софт и программные среды для разработчиков.
  • PLM-системы – управление жизненным циклом продукта.
  • CAD-системы для проектировщиков.
  • CAE-системы – инструментарий для инженерной аналитики.
В 2023 году Минцифры дополнило список таких must-have-направлений средствами сбора данных и диспетчеризации, CRM-системами, средствами планирования организационных ресурсов и СУБД.
Спрос есть
Как следует из доклада Ассоциации «Отечественный софт», за прошлый год спрос на отечественные ПО-разработки вырос в среднем в 10 раз. И это, отмечают представители ассоциации, почти наверняка начало мощного и долгоиграющего тренда. Здесь ожидают сокращение год от года доли зарубежного софта и его равноценную замену российскими разработками. Одновременно с этим будут повышаться их качество и «эргономичность» использования, будет развиваться функционал. Причём с большой вероятностью такая «прокачка» будет идти высокими темпами.

Наиболее активно за прошедший год внедряли отечественное ПО следующие сектора:
  • Финтех.
  • Государственный сектор.
  • Госпредприятия.
  • Промышленность.
В аутсайдерах по активности спроса оказались образовательный сектор и малое предпринимательство. Однако здесь тоже уже формируется движение в сторону перехода на российский софт. Опять же поддерживает это и государство. В частности, для субъектов МСП была введена 50-процентная госсубсидия на покупку лицензионных отечественных программ. За прошлый год с участием государства на одни только облачные сервисы российской разработки было продано свыше 600 000 лицензий.

Однако спрос пока не совсем корректно отражает потребности отрасли. В лидерах продаж в прошлом году были прикладные программные решения – например, те же системы 1С. Однако промышленности, например, куда важнее софт для управления технологическими процессами, оборудованием.

Одновременно растёт интерес к российским разработкам в сегменте «розничного ПО». Это и всевозможные офисные пакеты, и антивирусы, и онлайн-приложения с различным функционалом. Всё активнее встаёт вопрос и о необходимости разработки отечественной операционной системы. Однако здесь вариантов, кроме очередной сборки на основе Linux, пока не предвидится.
Преимущества и недостатки перехода на российское ПО
Как и в большинстве других нюансов импортозамещения, в случае с переходом на российские программы нельзя говорить, что это безусловное благо. Преимуществ популяризация отечественного софта даёт действительно немало – прежде всего, для корпоративных пользователей:
  • Сокращение затрат на софт. Во-первых, собственные разработки сами по себе доступнее импортных аналогов. Во-вторых, цены на них куда меньше зависят от колебаний курса валют. В-третьих, государственная поддержка позволяет сэкономить ещё больше.
  • Меньшая технологическая зависимость. 2022-й год наглядно показал, что лишиться привычного рабочего инструмента можно в одночасье. Национальным же разработкам зарубежные санкции не страшны. Кроме того, снижается вероятность утечки данных за рубеж, а поддержка становится доступнее. Как минимум, по умолчанию будет доступен русскоговорящий сервис.
  • Более широкие возможности доработки под индивидуальные задачи. Меньшая физическая дистанция между пользователем и разработчиком упрощает доработку и модификацию программных решений по индивидуальным запросам.
  • Повышение качества отечественного софта. Замена программного обеспечения на российское, а также возрастающая внутренняя конкуренция становятся стимулом роста для местных разработчиков. Кроме того, предлагаемые решения при наличии спроса будут неизбежно «вызревать» естественным образом.
  • Соответствие национальным требованиям и стандартам. Следовательно, у пользователей с куда меньшей вероятностью возникнут проблемы при внедрении и использовании отечественного ПО.
Но, разумеется переход с иностранного софта на российский не будет беспроблемным. И некоторые сложности уже проявляются.

Прежде всего, они связаны со сложившимся цифровым профилем. Иначе говоря, у компаний уже был наработан тот или иной программный инструментарий. Под него были адаптированы все технологические и бизнес-процессы. Переход на новый софт неизбежно потребует корректировки используемых рабочих схем. А на это даже при самом оптимистичном раскладе потребуется время. Время на внедрение, адаптацию, привыкание. Как следствие, бизнес-активность замедлится.

А если ПО работает в связке с оборудованием, то могут возникнуть сложности с совместимостью. Это потребует либо разработки специального плагина, либо замены, используемой аппаратов. И то, и другое сулит потери и времени, и денег.

Немало времени и усилий потребует перенос наработанных данных в новую программную среду. С большой вероятностью могут возникнуть конфликты совместимости. Например, российский софт может некорректно работать с файлами иностранных приложений. А может и вовсе их не поддерживать. Подобные проблемы «лечатся» патчами и дополнительными модулями, но это отнюдь не гарантия идеально точного переноса. Кроме того, на разработку таких адаптеров потребуются и время, и деньги.

Сложности могут возникнуть и с переподготовкой персонала. Тем более, если будет использоваться принципиально новое ПО, недавно вышедшее на рынок. Фактически многие компании рискуют стать «пионерами», осваивающими новые инструменты с нуля.

Кроме того, отечественный рынок софта пока ещё куда уже и слабее, нежели глобальный. Это означает и меньшую свободу выбора, и более трудоёмкое решение возникающих проблем.

В то же время нельзя не признать тот факт, что сейчас российская отрасль IT-решений растёт колоссальными темпами. И это даёт надежду на то, что многие из озвученных сложностей вскоре будут нивелированы.
Как быть сейчас
Планируя внедрение национального ПО, необходимо сразу ориентироваться на комплексный и вполне вероятно многоэтапный процесс.
Чтобы сохранить гибкость, стоит рассматривать замену не только «Один на Один», на и «Один на Несколько». Далеко не для каждой привычной программы можно подобрать отечественный аналог, имеющий все необходимые функции. Более эффективной может стать переход на несколько инструментом, в совокупности заменяющих один привычный. Однако при этом необходимо чётко понимать, какой функционал действительно необходим и востребован. Если один российский продукт содержит все основные возможности, которыми вы пользовались в основной работе, то дополнять его чем-то ещё ради второстепенных функций едва ли будет рационально.

Как бы то ни было, задумываться о переходе на российский софт нужно уже сейчас. Даже если насущной необходимости пока в этом не возникло. Национализация ПО уже стала мощным трендом, она поддерживается на государственном уровне – и, следовательно, неизбежно затронет все связанные отрасли. Тем более, в бизнес-среде.
Меняем ПО – практика от Hay Studio
Напоследок рассмотрим основные рекомендации и способы перевода компании на российский софт.

Первоочередной задачей должен стать комплексный аудит используемой сейчас IT-инфраструктуры. По результатам аудита у вас должны сформироваться ответы на следующие вопросы:
  • Какой функционал критически важен для вашей работы?
  • Какие из инструментов нужно заменить как можно быстрее – например, поставщик необходимой вам программы заявил о планах свернуть работу с Россией?
  • Какие отечественные альтернативы есть?
  • Какие программы стоит заменить в перспективе?
В результате у вас должен получиться пошаговый план с расставленными приоритетами.

Реализовывать его можно различными путями. Наименее трудозатратный для вас – обращение к компании-интегратору. Такой подрядчик возьмёт на себя весь комплекс задач по внедрению нового ПО. При необходимости он же организует обучение ваших сотрудников. Главный плюс – работа под ключ с вашим минимальным участием и гарантией исполнителя. Главный минус – затраты на замену софта существенно возрастут.
Другой путь – решать поставленную задачу своими силами. В этом случае вам и вашим сотрудникам придётся пройти весь путь – и внедрение, и освоение – самостоятельно. Главные плюсы: собственный опыт и сокращение затрат. Минусы: процесс может растянуться по времени, результат будет напрямую зависеть от ваших действий.

Однако даже при обращении к интегратору вам в любом случае придётся многое делать и изучать самостоятельно уже по ходу работы. Решение текущих вопросов через подрядчика – практически всегда процесс небыстрый. Оптимальный же вариант – совмещать работу подрядчика и собственное участие. В особенности, если речь идёт о масштабных многофункциональных системах. Так, вы и сэкономите время на улаживании технических тонкостей, и получите требуемый результат, и сами глубже вникнуть в особенности своих новых рабочих инструментов. К тому же при ближайшем рассмотрении многие из них весьма похожи на привычные западные программы. И это всё же скорее преимущество, нежели недостаток.
Также рекомендуем прочитать
Показать еще